Светлая тема

Рецензия на игру World Basketball Manager 2008

Лучший двигатель прогресса — как известно, лень человеческая. Не захотел питекантроп лезть на дерево за едой – стал сбивать бананы палками. Надоело homo sapiens перебирать ногами по дороге к любимой девушке в соседнее племя – приручил лошадь. Устали сотрудники Zenith Radio Corporation вставать с дивана, чтобы переключить телеканал, – изобрели пульт дистанционного управления. Впрочем, часто новинкам отказывают в праве на жизнь, следуя принципу «и так сойдет». Похоже, именно его взяли на вооружение в греческой студии Icehole Games, с недавних пор позаимствовавшей у коллег «футболистов» идею «ни года без менеджера».

Из рук в руки

Переход World Basketball Manager из рук в руки прошел незаметно для широкой общественности. Условно-новая команда1 не сразу решила, что делать дальше с не самой популярной игрой, и в итоге задумала превратить ее в сериал: на прилавках уже вторая часть WBM в исполнении Icehole Games и третья вообще. Третья, но точно не последняя. Вот только изменений по сравнению с прошлым годом крайне мало. Конечно, фанаты довольны, остальным без разницы. В конце концов, масштабную экспансию на международный рынок студия не планирует, что доказывает рассылаемая прессе версия с печатным руководством на… греческом! Да о чем тут говорить, если португальский и литовский в список поддерживаемых языков попали, а русский — нет. А ведь Россия (и до нее СССР) – один из лидеров мирового баскетбола.

Хотя, можно ли считать World Basketball Manager 2008 реалистичным? Клубы из-за отсутствия лицензий поименованы по названиям городов. А уж как Icehole поиздевалась над фамилиями баскетболистов — уму непостижимо. Коби Брайант стал Коби Барнеттом, Тим Данкан – Тимом Дансоном, Дирк Новицки – Дирком Ничке, Леброн Джеймс – Леброном Джонсом. И для чего при таком полете фантазии сделан поиск по ФИО?

Другая бесполезная штука – возможность менять размер базы игроков на старте. Ограничивать себя незачем, даже на самых медленных машинах производительность от этого не вырастет. WBM 2008 – проект неспешный и без 2D/3D-матчей. Не потому ли Icehole столь упорна в своем нежелании вводить двумерные или трехмерные просмотры встреч? Football Manager и Eastside Hockey Manager с их «колобками» и «сперматозоидами», бегающими по полю, по-прежнему предел мечтаний поклонников. Есть лишь текстовые комментарии, оставшиеся неизменными со времен WBM 2007.

Куда идем мы с Пятачком?

Так существуют ли серьезные отличия между текущей версией и предыдущей? К счастью, да. И главное среди них – появление параметра «форма». Отмените предсезонный лагерь, гоняйте парней до седьмого пота в спортзале, заставляйте проводить все четверти от звонка до звонка, и поражения с травмами станут визитной карточкой клуба. Правда, все 40 (48 для NBA) минут без перерывов немногие выдержат – здешние судьи обожают раздавать предупреждения, в мгновение ока лишая соперников ключевых персонажей.

Кое-какие подвижки задели и тренировочный процесс, например любители зонной защиты смогут обучить ей своих подопечных. Применять же ее или нет, подскажет предматчевый отчет о противнике, любезно предоставляемый помощником. Информации в нем не бог весть сколько2, но выбрать схему стало проще. Жаль, вариаций командной тактики маловато, всего четыре категории: как долго держать мяч в атаке, бежать ли в оборону при неудачной попытке забить, использовать зонную или личную защиту, а также как часто фолить. От проекта с претензиями на лидерство в жанре ожидаешь большего. Зато в движке что-то подкрутили, и 100:50 в противостоянии равных команд теперь встречается редко.

Из полезных новинок упомяну еще несколько. Во-первых, разработчики улучшили систему спонсорской помощи. Коллективы, добивающиеся успехов в официальных турнирах, привлекают внимание крупных корпораций, которые обязательно подкинут деньжат на перспективного нападающего или продление контракта с подумывающей об уходе звездой. Одна беда – счет пополнится лишь в следующее межсезонье, так что в первый год придется обойтись средствами, выделенными руководством. Во-вторых, управлять сборной страны дают сразу, не надо ждать, пока федерация заметит ваши достижения. В-третьих, WBM поддерживает набирающую обороты Windows Vista. И, в-четвертых, в редакторе, начиная с 2008-й версии, можно создавать собственные турниры. Конечно, значимые лиги давным-давно сделаны самой Icehole, однако если вы тоскуете по чемпионату Монголии…

* * *

Помните, мы понадеялись, что авторы исправят ошибки и серия «заиграет»? Увы, как говорил поэт, «надежды юношей питают, … но все же постепенно тают». Веры в великое будущее WBM все меньше и меньше, скорее ему суждено прозябание в занятой нише. Без шансов сожрать с потрохами постоянно выползающих на божий свет конкурентов, но и без шансов быть сожранным ими.

1Icehole Games – прямая наследница Metal Fin и обладательница прав на World Basketball Manager.

2В случае с битвами национальных дружин эта страничка выглядит девственно чистой. Наверное, ассистенты в такие дни улетают отдохнуть на Канары.