Светлая тема

Рецензия на игру X: Мобилизация

Забудьте об «Элите». Ее нет. Она улетела прочь, в гости к древним IBM PC XT, оставив на донышке подсознания приятные впечатления о нолях и единицах, сложившихся в огромный увлекательный мир. Это навсегда. Командор Джеймисон уже ушел на пенсию и возделывает шесть соток на планете Lave, а тем временем обозреватели и рядовые игроки проливают декалитры слез над каждой новой Elite-образной игрой, заносят ножи над венами и требуют продолжения в приступах острой ностальгии. Не надо, друзья. Жизнь продолжается.

Любовь зла

Возможно, лет через десять подобная судьба ждет X-Tension, когда игроки, глядя на древний реликт, будут спрашивать, совместим ли он с Sony PlayStation 5 или, на худой конец, xBox 3, поскольку в Egosoft умудрились сделать из простого аддона к X - Beyond the Frontier привлекательную и чертовски опасную для свободного времени игру.

...Разумеется, оригинал был и без того неплох. Полеты в красиво раскрашенном космосе между станциями и системами с целью купить подешевле/продать подороже, бои с пиратами, апгрейды корабля, роскошная музыка и сюжет про поиски родного homeworld'а прилагались. Не хватало лишь лоска - той самой черты, что отделяет дорогостоящие блокбастеры от поделок класса В, и пересечь которую возможно лишь при усиленных финансовых вливаниях. Возможно, в Egosoft просто не были готовы к всенародной любви, и отсюда - страшненькие кораблики и базы, увешанные мириадами лампочек для отвода глаз, недружелюбный интерфейс, убогие взрывы и прорехи в экономической модели.

Но их простили. Коробки с игрой разлетались, как чебуреки на Ленинградском, а фанаты мануально нарисовали карты секторов, которые Egosoft «позабыла» встроить в игру. Кто-то написал на Delphi программку, считающую оптимальный маршрут, а особо упертые каталогизировали все игровые объекты и попытались описать законы местного рынка. Многие даже смогли игнорировать сюжетную линию и, наплевав на починку гипердрайва и возвращение домой, вволю торговали, воевали и строили собственные заводы.

По просьбам телезрителей

Впрочем, недовольные все равно остались. Так получите же X-Tension и не забудьте расписаться, ибо вы обо всем этом слезно просили.

Графика. Почти та же, с той лишь разницей, что текстуры, эффекты и освещение стали еще краше, а заметно пожирневшие от дополнительных полигонов корабли и станции взрываются, как положено (если кто помнит, в X-BTF в таких случаях нам показывали один большой яркий спрайт). Включение 32-битного режима теперь заметно невооруженным глазом, а обладатели Voodoo 5 могут побаловать глаз эффектом «motion blur», нещадно тормозящим на прочих видеокартах. Впрочем, все остальные могут особо и не расстраиваться, поскольку этот самый «блюр» реализован так же, как и в Magic Carpet 94-года выпуска, светлая ему и прежней Bullfrog Productions память...

Интерфейс решительным образом развернули лицом к публике и заставили рисовать карту галактики, отмечая уже открытые сектора, а также показывать в деталях каждый регион с указанием названий всех объектов. Теперь, чтобы быстро найти нужную цель, достаточно вызвать карту, ткнуть курсором в нужное имя из списка и выбрать «Select as Target». Удобно - нет слов! Более того, запустив в сектор спутник-шпион, вы сможете оставаться в курсе всех политико-финансовых событий, находясь даже на другом краю вселенной. Помимо этого пилоты-бизнесмены отныне могут при помощи все тех же спутников управлять фабриками на расстоянии («да-да, вот этому клиенту ничего не давайте, пока не заплатит, а аргонцам сделайте скидку!»). По мелочи следует отметить возможность бесплатного savegame’а (долой извращения с покупкой «сохраненок»!), гораздо более удобное меню торговли и наличие встроенного notepad’a для законченных маньяков, что решат вести собственный бортжурнал. Интересно, сколько человек попросили о введении в игру последней «фичи»?

А сюжета у нас…

…нету! Получив кучу зуботычин за попытки ограничить свободу игрока, авторы подумали-подумали, да и выкинули его в утиль. Все, что осталось - длинное, плохо озвученное интро, вкратце излагающее содержание предыдущей серии. Оказывается, герой X-BTF - землянин по фамилии Бреннер, умудрившийся в процессе починки своего звездолета подружить инопланетные расы и вынести нацию роботов-убийц, так и не сумел вернуться домой. Чтобы не умереть со скуки, дожидаясь, пока ученые приладят выскочившие болтики на свои места, он одолжил у приютившего его аргонского правительства кораблик, немного карманной мелочи и улетел восвояси - выполнять квесты и зашибать деньгу.

В принципе, с квестами все ясно, как божий день. По достижении хоть какой-нибудь известности к игроку начинают приставать с просьбами все, кому не лень: возьми-отвези, найди-пристрели и подобное в том же духе. Выполнять их вас никто не заставит - дело это сугубо добровольное, однако, если сулят хороший барыш, почему бы не поработать DHL-заменителем? Тем более что авторы уже пообещали выпускать новые миссии вместе с патчами…

Вести бизнес в мире X-Tension значительно веселее, чем работать наемником, и, что важно, прибыльнее. Выбираем подходящий регион, покупаем и ставим там фабрику, нанимаем грузовики, истребителей-охранников, швыряем неподалеку спутник и раскрываем карманы пошире. Кстати, командовать подсобным хозяйством до неприличия легко. Изменить цены на фабрике, натравить охранников на пиратствующих гостей или отправить грузовики за покупками можно через систему специальных меню и при наличии верного спутника. Фактически, авторы подарили нам вполне законченный экономический симулятор! Браво.

Думаете, это все? Никак нет. Отныне можно покупать корабли, составляя целый парк летательных агрегатов, коих в X-Tension доступно более тридцати (впрочем, знающие люди утверждают, что тут есть и секретные объекты, скажем… НЛО…). У каждого летала свои кокпит, скорость, броня и грузоподъемность, что заставляет быть внимательней при покупке корабля и апгрейдов, хотя тратить свои кровные вовсе необязательно. Не в меру злобные и жадные могут попробовать отбить приглянувшийся кораблик у хозяина, силой принудив его катапультироваться из кабины. После этого остается лишь пристрелить космонавта и, облачившись в скафандр, лететь на абордаж. Между прочим, угон кораблей - тоже бизнес, ибо за это можно получить не только плазмой в лоб от первого же блюстителя закона, но и хорошие мегадоллары на судоверфях. Заметьте, некоторые агрегаты, например, ксенонские, в магазины не завозят… Вот и приходится мародерствовать.

Единственной проблемой на пути к нечестному обогащению остается боевая система игры. Любители Tachyon или Starlancer поначалу будут долго отплевываться, пытаясь расправиться даже с самыми дохленькими недругами: здесь так же, как и в X-BTF, побеждает тот, у кого круче пушка и щиты, а кремниевый мозг всем прочим видам атаки по-прежнему предпочитает лобовой таран. Халявщик электронный… Давить. Нет, таранить! Главное, чтобы у вас щитов больше было.

Don't cry for me, Argentina

Там еще кто-то плачет по «Элите»? Прекратите сию же минуту. Утрите слезы, купите X-Tension и хоть всю оставшуюся жизнь летайте в безумно красивом космосе под бесподобный эмбиент, торгуя, разоряя, убивая и творя добро (ненужное вымарать). Ностальгировать не надо - нам еще нужно заработать 2000 миллионов долларов, скупить все доступные апгрейды, стать мега-магнатом, собрать целый ангар звездолетов и выяснить правду о происхождении таинственных НЛО. За работу, друзья! Жизнь продолжается!