Светлая тема

Рецензия на игру X2. Угроза

На долю немецкой компании Egosoft выпала большая удача. Ее первая англоязычная PC-игра X — Beyond the Frontier приобрела огромную популярность среди поклонников Elite и Privateer, измученных долгим отсутствием творений идентичного масштаба. X-Tension лишь подтвердил, что знамя «Элиты» оказалось в надежных руках. Далее последовал анонс нового проекта, носившего рабочее название X2: The Khaak Threat. Тогда за его судьбу никто не беспокоился: еще не утихли страсти, вызванные триумфальным шествием предыдущих частей, не спала повальная наэлектризованность соответствующих форумов, а многочисленные воздыхатели были готовы отправиться в магазин по первому требованию бортового компьютера. Однако производство игры несколько затянулось, и продукт с отощавшим названием Х2: The Threat вышел только через три с лишним года после появления X-Tension. За это время успело подрасти новое поколение игроков, которое слыхом не слыхивало о шедеврах Egosoft. Тем не менее, rookie-пилотов вполне могла очаровать не шибко умная фотомодель по фамилии Freelancer.

Таким образом, X2 ждали и преданные поклонники, желавшие всеобщего углубления и расширения, и впечатленные космосимом от Microsoft новички, охочие до битв, взрывов и спецэффектов. Удовлетворить запросы обеих групп — непростая задача даже для настоящих мастеров жанра.

Стартовая площадка

Количественные показатели впечатляют. Разросшаяся игровая вселенная теперь насчитывает свыше сотни секторов, число кораблей перевалило за семь десятков. Авторы добились больших успехов в придании смысла происходящему — сюжетную линию подпирают многочисленные скриптовые сценки. Разумеется, никто не заставляет вас следовать сюжету, вы по-прежнему вольны избрать профессию по душе. Список более-менее традиционен: таксист, коммерсант (к поздним стадиям игры становящийся олигархом), борец с преступностью (переходящий в высокопоставленного военного); также открыта невиданная доселе вакансия шахтера. Впрочем, главному герою, и без того облагороженному криминальным прошлым, доступны не столь почетные жизненные пути. Вдалеке маячит перспектива стать пиратом, а сектор с заманчивым названием Space Weed сулит красивое, хоть и опасное, бытье торговца незаконным товаром.

Пожалуй, лишь мечты о будущих свершениях помогут преодолеть тяжелую неприветливость творения Egosoft. X2 не из тех игр, которые нравятся с первого взгляда. Игрока встречает строгий интерфейс с непростой для освоения иерархией. Конечно, столь комплексный проект не может обладать совсем уж «интуитивным» интерфейсом. Но неудачный шрифт и невозможность управляться с многочисленными меню при помощи мыши видятся легко поправимыми, а оттого глупыми недостатками. Тем более странно, что в такой сложной конструкции не нашлось места некоторым полезным функциям. Скажем, при покупке серьезных вещей вроде кораблей и станций может возникнуть вполне законное желание ознакомиться с характеристиками этих агрегатов, однако сделать это до приобретения почему-то нельзя. Сначала покупайте, а потом уж разбирайтесь, что купили.

Иль Вечный жид, или Корсар

Чем можно заниматься поначалу, кроме очевидного выполнения сюжетных миссий? Первый корабль игрока относится к классу М5: его грузовой отсек слишком мал, чтобы всерьез помышлять о торговле, а боевые параметры и вовсе смешны. Зеленым пилотам остается читать электронные доски объявлений, присутствующие на всех станциях. Там можно наткнуться на сообщения работодателей, обещающих деньги и повышение рейтингов, но далеко не каждый из них готов сразу поручить вам ответственное задание. Чтобы получить сносную работу, нужно обладать высокими торговыми и боевыми рейтингами, иметь в распоряжении корабль соответствующего класса, пребывать в определенных отношениях с другими расами. Так или иначе, львиная доля заданий сводится к перевозке людей или грузов, чуть менее популярны заказные убийства. Время исполнения учитывается всегда, и наиболее шустрые наемники поощряются денежными бонусами. Одно из самых приличных заданий, доступных новичкам, — развозить инспектора по станциям. Взяв чиновника на борт, вы можете практически бесконечно летать с ним по всевозможным базам, получая за это неплохие деньги. Правда, я таким способом прилично заработать не смог — инспектор слишком рано захотел посетить станцию, принадлежащую враждебной расе. Разумеется, мне не разрешили совершить посадку, и разочарованный этим обстоятельством пассажир отказался от моих услуг.

Довольно быстро выясняется, что X2: The Threat оказывает на пользователя гораздо большее экономическое давление, нежели X-Tension. Тех денег, которые раньше уходили на покупку целой фабрики, теперь едва хватает для покупки неплохого торгового судна. Когда такой корабль все-таки приобретается, сообразительные и предприимчивые игроки принимаются торговать батарейками, самым востребованным в мире игры товаром. Их можно купить за 6 кредитов, а продать за 25-26. Правда, для этого придется совершать ходки через один-два сектора, а торговая колымага передвигается с поистине черепашьей скоростью. Чтобы заработать на боевой корабль класса М4, вам придется провести в батареечной рутине не один час. А ведь есть еще М3, М2, М1…

Правда, в какой-то момент можно переключиться на добычу руды — занятие более прибыльное и не такое унылое (в процессе сбора минералов ваше судно может серьезно пострадать от космических мух-убийц). Однако путь к богатству при любых условиях будет долгим и не слишком веселым. Да, мир игры велик и таит в себе массу возможностей, но чтобы получить к ним доступ, необходимо пережить весьма монотонное сколачивание начального капитала.

Не стоит верить сладким речам разработчиков о том, что можно пренебречь карьерным ростом и заниматься исключительно ратным делом, то есть сосредоточиться на битвах, зарабатывать на жизнь захватом и продажей вражеских кораблей и грузов. Это, мягко говоря, не так. Новичка, захотевшего повоевать на корабле начального класса, ставят на место в рекордно короткие сроки. Самая удобная мишень — пираты — располагают на удивление неплохими кораблями, которые с легкостью разносят хиленький М5 Discoverer на дешевый металлолом. В течение первых пяти часов игры лучше вообще забыть о том, что в X2 можно вести боевые действия.

Понятие «свобода» приобретает смысл постепенно, по мере роста суммы на лицевом счету. Согласуясь с текущими нуждами, вы покупаете новые суда. Устройство Jumpdrive дарует неторопливым от природы кораблям секрет межпространственного перемещения. Растут рейтинги, развиваются отношения с другими расами, и некогда запретные BBS-задания становятся доступными. Кстати, чем выше рейтинг игрока, тем большее вознаграждение он получает. Скорость выполнения заданий также учитывается при распределении бонусов, а упомянутый Jumpdrive позволяет очень быстро решать любые задачи.

В X2 существует великое множество других апгрейдов: даже самый дорогой корабль можно немного приукрасить. Вместимость грузового отсека, скоростные характеристики, средства защиты, оружейные системы — улучшению и дополнению поддается все. Отдельную статью занимает программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать многие процессы. Navigation Software дает возможность пользоваться автопилотом, а в состав Fight Command Software входит скрипт для турелей, устанавливаемых на некоторых кораблях. В обычном режиме эти турели управляются вручную, доставляя массу неудобств. Зато с соответствующим «софтом» пушки будут палить по врагам и отбиваться от стремящихся к кораблю ракет. Но за программное обеспечение нужно платить, и бестолковые и апатичные разбойники, слоняющиеся по вселенной, ничего не хотят с этим делать. А еще «пиратами» называются…

Денег никогда не бывает много, и на каком-то этапе игроку следует обзавестись фабриками, приносящими постоянный доход. Впрочем, без предварительной подготовки в таком деле не обойтись. Сначала нужно выбрать подходящий сектор, в котором имеется спрос на товар, который будет выпускать ваш завод. Затем озаботиться поставками сырья и сбытом готовой продукции. Кстати, в любом производстве нужны те самые батарейки (кроме производства их самих, конечно). Совершив необходимые приготовления, о фабрике можно забыть. Заправленные торговым «софтом» транспорты станут самостоятельно рыскать в поисках дешевых ресурсов, а также сбывать товары по лучшим ценам.

Жизнь пилота, вставшего на тропу войны, выглядит более насыщенной проблемами. Боевая система всегда была слабым местом серии. Теперь вражеский AI ведет себя осторожнее и внимательнее, хотя иногда вспоминает молодость, тупо идя на таран. Серьезные опасения вызывает та часть искусственного интеллекта, которая отвечает за автоматизацию действий игрока. Обращаться к автопилоту опасно даже в мирной обстановке: если приказать кораблю лететь в другой сектор и включить при этом компрессию времени, есть вероятность того, что по пути железные мозги не смогут разминуться с некстати подвернувшимся встречным судном, и вы лишитесь своей техники. Что касается боевых действий, то выиграть в одиночку серьезную битву нельзя, необходимо брать подмогу, которую никому, кроме AI, не доверишь. Битвы отличаются порядочной сложностью, главным образом из-за более опасных (по сравнению с прошлой частью) ракет и склонности игры к подтормаживаниям, что значительно усложняет прицеливание. Вряд ли последнее обстоятельство мешает отданным на попечение AI бойцам, однако они не слишком активно помогают игроку и подозрительно легко гибнут.

Побудительный фарс

Начав игру с выполнения сюжетных миссий, вы несколько облегчите себе путь к большим возможностям: сможете поторговать на одолженном для нужд миссии корабле, продать свою развалюху, получить бесплатный Jumpdrive (впрочем, на начальный корабль класса М5 его все равно не установить). Задания, которые придумали сценаристы, не очень сложны. Гораздо большим испытанием может стать просмотр скриптовых сцен.

Их населяют терпимо сконструированные, но обладающие крайне неестественной мимикой и пластикой куклы. Огорчает не только техническое исполнение, но и сценарий, диалоги, проработка характеров (авторы умудрились сделать главного героя самым невыразительным персонажем во всей игре). Видно, что Egosoft не обладает достаточным опытом в этой области.

В то же время немцы знают толк в отображении космических просторов, баз и кораблей. У художников было очень много работы: несколько рас с аутентичным дизайном техники, разнообразные станции, которые обладают весьма сложным внутренним устройством… Многие корабли, знакомые нам по прошлым частям, обрели другую внешность. Правда, порой вмешательство косметологов было слишком радикальным, из-за чего к необычному облику некоторых судов приходится довольно долго привыкать.

Смердяковщина в космосе

X2: The Threat — проект для очень терпеливых людей. Пресловутая «свобода выбора» вырисовывается далеко не сразу. Будущему завоевателю и магнату, увы, не избежать череды скучных деньков. Зарабатываем деньги, повышаем рейтинги, лакействуем у одних, работаем на побегушках у других, лебезим перед третьими. Конечно, процесс становления неизбежен для любой игры подобного жанра, однако здесь он чересчур затянут и однообразен. Позднее, конечно, можно будет развязать войну против бывших поработителей, но произойдет это очень не скоро. Жаль, что все начинается с освобождения главного героя из тюрьмы. Лучше бы X2 встречала игрока более радостным событием… скажем, приобретением маленькой фабрики по производству батареек.