Светлая тема

Рецензия на игру Xpand Rally Xtreme

Richard Burns Rally — обладательница титула «Лучший раллийный симулятор». В 2004-м она прогнала с насиженного места Colin McRae Rally 2.0 и восседает на троне до сих пор. Xpand Rally не сумела составить ей конкуренции еще тогда, три года назад. Новая попытка — Xpand Rally Xtreme — опять не увенчалась успехом. Да, пожалуй, разработчики и не собирались что-либо менять.

Двойной стандарт

Как и в XR, в XRX два режима: «Аркада» и «Реализм». В первом случае все ясно — завышенное сцепление шин на любом покрытии, «рельсовая физика» и демократичные повреждения. Нас, конечно, интересует второй. Правда, на реалистичность игра скупа. Лицензиями Techland так и не разжилась и пичкает виртуальных гонщиков вымышленными болидами в придуманных классах. В их числе передне- и полноприводные раллийные автомобили, а также группа «Xtreme», где прописались внедорожники, «monster trucks» и GT-прототипы (узнать ту или иную модель нетрудно: Center Cord — подобие Ford Focus, Badler напоминает Mosler MT900R). Экстремальный класс — одно из немногих нововведений. Впрочем, появились и другие виды состязаний — особые кольцевые заезды на скоростных треках и сбор «чекпойнтов» вместе с соперниками.

По сути, XRX — та же XR, кое-где улучшенная и дополненная. Тем не менее, она больше походит на симулятор ралли благодаря доведенным до ума спецучасткам — их сузили и раскольцевали (кроме отдельных соревнований, о которых говорилось выше).

Полноценного чемпионата по-прежнему нет, лишь карьера, состоящая из множества различных этапов. Каждый включает в себя несколько СУ или трасс, и для продвижения дальше надо занять минимум второе место. От позиции на финише зависят и призовые. Сказать, эволюционировала экономическая система или деградировала, сложно. В Xpand Rally, например, часть гонорара приходилось тратить на покрышки — при аккуратной езде больше ничего и не изнашивалось. В XRX же при «чистом» прохождении спецучастка вообще все остается в идеальном состоянии. Да и стоимость ремонта в целом стала куда ниже. Незначительные повреждения идут «по дешевке», хотя на починку превращенного в лепешку авто необходима приличная сумма. Неохота опустошать кошелек — начните гонку заново.

Фокусы с лошадиными силами

Тратить средства предстоит не только на ремонт. Польский магазин всегда открыт для раллиста, и выбор в нем огромен: амортизаторы, стабилизаторы, КПП, дифференциал, тормозные диски, «навороты» для двигателя… Да еще и разных уровней, от «Спорта» до «Профи» и «Ультры». Так что не удивляйтесь, если от пары-тройки походов за покупками у вашего болида возрастут разгонная и тормозная динамика, шины будут сильнее цеплять покрытие, прибавится настроек…

К слову, о настройках. После тонкого меню тюнинга в RBR воспринимать XRX всерьез нельзя. Высота и жесткость подвески, покрышки, эффективность и баланс тормозов, «острота» рулевого управления, передаточные числа и распределение крутящего момента между передней и задней осями — набор невелик. И даже то, что есть, не отрегулировать должным образом, поскольку варианты заготовлены заранее. Скажем, подвеска может быть мягкой, средней или жесткой. С апгрейдами опций станет больше, появятся промежуточные значения, но для игры, претендующей на звание симулятора, такое непростительно.

Ралли по-польски

Примитивная схема и действует примитивно. Нужно менять «обувь» да работать над подвеской — вот и все. Зато попсовая, казалось бы, приставка «Xtreme» добавлена не зря: ездят здесь не просто быстро, а очень быстро. Ралли — это риск, что наглядно показала RBR. В некоторой степени демонстрирует его и XRX: соперники, похоже, теряют секунды только в поворотах и шпильках, тогда как на более-менее прямых отрезках топчут гашетку до упора. Неудивительно, ведь создатели подарили им неуязвимость. Не припомню, чтобы кто-нибудь из конкурентов не пришел к финишу.

К тому же AI невообразимо туп. Убедиться в этом помог случай. Я, забыв подключить руль к USB-порту, начал гонку на внедорожниках (там, помимо игрока, едут три пилота). На старте стоявший позади лихач влетел в меня и настойчиво продолжал газовать, не понимая, что происходит. Его «восстановили», однако история повторилась. Пободавшись с незримой преградой, он наконец-то протиснулся вперед и, подняв пыль, уехал…

Собственно управление сделано грамотно, но мелких недочетов — навалом. Автомобиль выглядит чрезвычайно легким и, невзирая на мягкую подвеску, прыгает на кочках словно мячик. Никуда не годны и тормоза: во-первых, очень вялые, даже у суперкаров GT-класса, во-вторых, ручник эффективнее обычных дисков, что совсем уж невероятно. По наследству XRX достался нехороший казус: болид периодически перестает реагировать на руль и летит прямо, несмотря на сброшенный газ и незаблокированные колеса.

В остальном все на месте: заносы при помощи контрсмещения или ручника, корректировка величины заноса газом (иногда — еще и рулем). Правда, машину частенько разворачивает задом наперед, как заднеприводные конструкции, что приводит к поломкам.

Фанера

Модель повреждений по-прежнему несерьезна. Да, внешне они впечатляют, но на управляемости не сказываются. Единственное последствие аварий — потеря ходовых качеств. Стоит отметить некоторую «дряблость» авто: при боковом столкновении с деревом вылетают стекла, а после прыжка с трамплина (сущий бич XRX) запросто могут отвалиться двери и четыре колеса. Кстати, распределение веса присутствует — основной удар при приземлении принимает на себя передняя часть. Пострадать может и сам водитель. Травмы-то нестрашны — подумаешь, экран на мгновение потемнеет, — а вот гибель пилота раздражает, ибо тогда вас отбросят в начало этапа, заставив проходить несколько СУ заново.

За картинку отвечает постаревший Chrome Engine, поэтому пресловутого фотореализма и «некст-гена», конечно, нет. Зрители выполнены убого, и сбить их, как и мирно пасущихся коров, невозможно — такой беспредел карают возвращением на трассу и штрафом. Порой встречаются призрачные зверушки, перебегающие дорогу. Бутафория.

Дизайн локаций, с одной стороны, неплох. В Китае, например, растут бамбуковые рощи и на стенах намалеваны портреты Мао Цзэдуна, в Малайзии стоят дома на сваях и деревянные идолы. Увы, спецучастки не уникальны, а собраны из «лоскутков» наподобие Need for Speed: Most Wanted и той же XR. И чем дальше, тем сильнее ощущение «я здесь уже был!»…

Экстремалам тут не место!

XRX никогда не угодит взыскательному любителю настоящих симуляторов. С чего бы? Ведь есть RBR. Но если вы захотите ценой малой крови познакомиться с миром ралли, лучше возьмите оригинал. Там хотя бы нет GT-суперкаров, сбора «чекпойнтов» на внедорожниках и тупых оппонентов, а заезды — исключительно раллийные.

P.S. Лед и снег отсутствуют, как, собственно, и зимние этапы. Экономный подход.

P.P.S. Напоследок — небольшой экскурс в историю фирмы Prominence, а заодно и локализаций ее проектов от «1С» (скриншот 1, скриншот 2).

Добавление от 16 мая 2008 года. Игра уйдет в небытие, несмотря на мультиплеер. Точнее, даже благодаря ему. Два сервера (и еще пара вечно недоступных), в каждый из которых влезает по четыре пилота, - явный анахронизм. В заезде едет вся четверка, причем на машинах любого класса. За призовые места начисляются очки, но они действуют лишь в течение одной сессии. Вышел из онлайна - все потерял. Таблицы рекордов со временем прохождения конкретной трассы и очками были бы очень кстати, однако их нет. Совет: если кто-либо из ваших знакомых захочет поездить, создайте свой сервер, настройте его (можно поставить ограничения и на классы, и на машины), придумайте пароль и играйте вдвоем. На публичных серверах встречаются отмороженные ребята, чья цель - не выиграть гонку, а покалечить соперников.