Светлая тема

Рецензия на игру Xpand Rally

В битве оппозиции в лице Richard Burns Rally и Xpand Rally с законодательной властью в жанре раллийных симуляторов, которую олицетворяет серия Colin McRae Rally, мог быть только один победитель. Блокбастер им. Колина МакРея (Colin McRae), изо всех сил держащийся за косяк двери тронного зала, все-таки выволокли из государственного учреждения сторонники RBR (откровенно говоря, у CMR 2005 мало шансов вступить в наследство). Теперь ход Techland, взявшей со времен демо-версии неплохой разбег…

Удар на копейку

Разбег получился на рубль, а вот удар… К демонстрационной версии XR мы предъявляли определенные претензии: непорядок в классах, болиды, несоответствующие даже примерным техническим очертаниям прототипов, отвратительный снег и не совсем логичная система усовершенствования автомобиля.

Видимо, поняв, что в классах творится ерунда, Techland пошла по пути наименьшего сопротивления. Место привычных групп заняли выдуманные. Вы знаете, по каким требованиям готовятся машины в классе r1? Не надо вгонять в пот «поисковики» — они тоже не знают. Вот и удивляйся потом, откуда тут внедорожники и пятисотсильные монстры с внешностью пылесоса «Заря».

Чемпионата и личного зачета нет. СУ закольцованы. На ралли-кросс это не похоже, там все участники едут вместе, а в XR — по таймеру. Более того, достижения прочих участников чемпионата нигде не учитываются и не отображаются. Прохождение этапов, состоящих из нескольких СУ, строго обязательно: лишь придя первым или вторым, можно продвинуться дальше.

Романсы

Любая гонка обходится недешево. Затраты на покрышки могут составлять треть от призовых, полагающихся за победу. Причем износ всегда фиксированный, как в процентах, так и в сумме, которую предстоит потратить на его компенсацию. Оказывается, покрышки — единственный изнашивающийся элемент болида. Все остальное, если ездить аккуратно, служит вечно.

Аварии — особая тема. Стоимость серьезного ремонта может раза в полтора превышать стоимость машины, что автоматически делает восхождение по карьерной лестнице немыслимым. Впрочем, этого легко избежать — начните гонку заново.

Столь педантичный подход к товарно-денежным отношениям не отразился на физике повреждений. Сокрушительное столкновение с деревом здесь будет стоить не жизни мотору, как в RBR, а денег. Зато тушка пилота на приборной панели тоже поделена на зоны и раскрашена в разные цвета. Переломы рук и ног не страшны, но вот удары головой об руль грозят помутнением зрения. Шибко резвым игрокам придется туго — достаточно сильно врезаться в препятствие, чтобы проследовать в больничную палату.

В динамике цена всем этим наворотам — ноль. Разбитый автомобиль теряет основные кузовные детали (опытному водителю, использующему вид из кабины или капота, это все равно не видно) и становится более медлительным. Ни утрата аэродинамического оперения, ни очевидные повреждения подвески принципиально не влияют на управляемость.

Отдельная статья расходов — тюнинг. Нет, не настройки в широком смысле слова (они здесь весьма скромные), а увеличение мощности и ходовых качеств. Стоит удовольствие дорого, и существенную прибавку просто за счет вложения денег в болид получить не удастся.

Совсем другое дело — целесообразность. Единственный симулятор ралли (если вообще считать, что XR имеет отношение к раллийным гонкам), где ехать нужно не аккуратно, а быстро, — это RBR. Поведение ghost-cars говорит о том, что ИИ не очень опытен в пилотировании, зато активно давит на гашетку. Так что лучше купить хорошие покрышки (их выбор огромен), приличную коробку и дифференциал (почему-то только один даже на полном приводе), и выигрывать у соперников в прохождении поворотов, а не в динамике.

Зимы не будет

Xpand Rally требовательно относится к навыкам игрока. Управление наряду с графикой — практически самые крупные козыри игры. Снег до ума так и не довели — тут по-прежнему неконтролируемые скольжения и коэффициент сцепления, как на льду.

Качество управления обычно зависит от грамотной поддержки руля, а особенно — обратной связи. С рулем в XR далеко не все однозначно. На гравии его колебания позволяют хоть частично почувствовать неровную поверхность под колесами, в отличие от той же RBR, а приятная упругость в околонулевой зоне дает возможность меньше доворачивать в поворотах. Но на больших углах руль неожиданно пустеет. Выполнение контрсмещения на гравии в XR — трудоемкий процесс, можно не «поймать» машину. Собственно, так и бывает. Удивляет также реакция рулевого управления: и на маленьких скоростях, если убрать ногу с газа, болид неохотно слушается руля, вывернутого до упора.

Асфальт во всей красе демонстрирует способности разработчиков. Возьму на себя смелость утверждать, что он — лучший в жанре. Попадаются схожие с RBR недочеты с заниженным сцеплением, но они не так ярко выражены. Пожалуй, можно упомянуть еще один минус: на выходе из поворота автомобиль, вопреки центробежному ускорению, стремится внутрь траектории. Этому помогает вялый возврат руля в ноль, хотя такая опция в установках «фидбэка» присутствует.

Впечатление от управления, геометрии подвески, трасс и распределения массы можно назвать средним. Все познается в сравнении, и раллийные симуляторы — не исключение. В демо-версии эти элементы вызывали больше восторгов лишь потому, что я не видел работу Warthog. Летом XR показывала высочайший уровень, а сейчас он не кажется столь великолепным.

Наконец, с RBR у Xpand Rally есть общие симптомы — тормоза, например. По природе недостатков они различаются, но суть одна — ездить неудобно. «Оттормозиться» перед поворотом в XR непросто. «Мертвую зону» для педали тормоза отдельно настроить нельзя (можно обе, но ватный акселератор — плохой товарищ в деле покорения асфальта), а с эффективностью тормозов творятся чудеса: при одинаковых настройках тормозной путь на асфальте может быть больше, чем на гравии.

Не долетели

Главная беда Xpand Rally как симулятора в другом — лучше ей уже не стать. Если Richard Burns Rally игроки принялись модифицировать сразу после ее выхода, то XR подобная забота не светит. Это не раллийный симулятор, а всего лишь Need for Speed Underground с хорошим управлением на гравии и асфальте. Графика и звук — не в счет, они в нашем случае вторичны.