Светлая тема

Рецензия на игру Xtreme Accuracy Shooting

Как все начиналось

Спиди Гонзалес (Thomas «Speedy» Gonzalez) — известное имя в стрелковом спорте. Великолепный стрелок и оружейник, подаривший миру множество чемпионов в различных стрелковых дисциплинах, он всегда находился на переднем крае последних технологических достижений.

Идея компьютерного симулятора бенчреста, с которой Спиди носился последние годы, казалась несбыточной мечтой. Виртуально воссоздать бенчрест, самый техногенный стрелковый спорт, — задача, которой еще практически никто не занимался (программки на Java-скрипте не в счет). Стрелковыми симуляторами нас вообще не балуют. Честно говоря, я не встречал ни одного, наделенного сколько-нибудь правдоподобной физической моделью стрельбы или хотя бы содержащего полезные для стрелка детали. И это тем более странно, если учитывать изобилие удачных симуляторов — автомобильных, авиационных и прочих.

Зная подход Спиди Гонзалеса к развитию стрелкового спорта через коммерциализацию, можно было предположить, что его люди примутся за дело с размахом. Сначала Спиди взял себе в помощники своего друга и учителя Тони Бойера (Tony Boyer) — живую легенду современности, самого титулованного бенчрестера всех времен. Затем компания Speedco наняла команду программистов, и работа закипела. Первую версию игры друзья-стрелки Спиди получили уже в первом квартале 2004 года, хотя официальный выход состоялся несколькими месяцами позже. Я познакомился с ней в конце мая, что было весьма кстати, поскольку мне хотелось с ее помощью изучить стрельбище Келбли, где месяцем позже должен был пройти Supershoot — крупнейшее современное соревнование по бенчресту.

Название на коробке — «Xtreme Accuracy Shooting» — смотрелось удачно, будучи само по себе хорошим определением того, что такое бенчрест.

Теория

Зайдя в меню, вы оказываетесь на экране выбора уровня соревнования: от клубных матчей местного масштаба до более серьезных соревнований. Но для начала можно попрактиковаться в одиночестве. Выбор мест, правда, небогат: всего три стрельбища, и одно из них — уже упомянутое Келбли. Также предлагается выбрать разновидность бенчреста или, точнее, зачета: стрельба групп (на кучность), стрельба на очки (на точность) и комбинированный зачет. Классический бенчрест стреляют на кучность, поэтому я обычно выбираю стрельбу группами. Для тех, кто предпочитает поражать центр мишени, существует «Hunter class» с пятью отдельными мишенями, в каждую из которых нужно сделать по одному выстрелу за матч.

Определившись с типом зачета, винтовкой и пулями (ассортимент пуль скромен, но можно брать любые из двух типов — они хороши), вы, как и в жизни, вовсе не сразу принимаетесь за стрельбу. Сначала нужно запастись патронами, которые приходится снаряжать самостоятельно. На матч лучше взять максимально позволенное количество патронов. Правда, их число почему-то ограничено десятью. Для профессионала, конечно, этого достаточно, но мы-то к ним пока не относимся. В жизни снаряжать вас никто не будет, так что придется делать все самим даже в игре. И тут раскрывается отличительная особенность XAS — нигде и никогда в играх процесс настройки заряда не был изображен с такими подробностями. Эта информация была доступна лишь стрелкам бенчреста и немногим производителям матчевых боеприпасов.

Оперировать (в соответствии с действительностью) приходится тремя факторами: пороховой навеской, общей длиной патрона и усилием обжима (или еще иначе — напряжением дульца). В вашем распоряжении есть все современные типы порохов, применяемые сегодня в бенчресте в калибре 6РРС. Можно остановиться на самом популярном N-133 или разжиться порохом марки «Т» — Hodgdon шотландского «разлива», за которым охотятся все бенчрестеры. Везет лишь единицам, поскольку дефицитный чудо-порох больше не производится. Но в игре он есть в неограниченном количестве, что, конечно, не добавляет ей реализма.

Подбирая пороховой заряд, обратите внимание на правое верхнее окно. В нем отражены текущие метеоусловия: температура и влажность. Это неспроста. Характеристики горения, а также насыпная плотность пороха изменяются под воздействием внешних факторов, и вам постепенно придется корректировать свои настройки. Из-за нехватки времени я, к сожалению, не проверял, насколько данные поправки близки к реальности (я все-таки больше практик), однако что-то в игре, точнее, на мишени, изменяется. Уже хорошо. Полные «чайники» могут воспользоваться настройками по умолчанию. Великих результатов не гарантирую, но зато можно будет перейти непосредственно к игре.

Практика

По стрельбищу разносится до боли знакомая каждому бенчрестеру команда: «Insert your bolts. Commence firing!» Даже на тренировках. Именно благодаря такой практике несчастные случаи на «вражеских» стрельбищах исключены.

Прежде чем открывать огонь, желательно убедиться в наличии винтовки. Если вы оставите ее в предыдущем меню, будете лицезреть поле и флаги. Хотя это тоже очень полезно. Дело в том, что за флагами необходимо следить в любом случае, ибо ветер в бенчресте — самая сложная часть. Вид с прицела на флаги и обратно переключается клавишами «4» и «5» — несколько неудобно, так как их надо видеть постоянно: и перед выстрелом, и в момент выстрела, и сразу после него. Также не совсем удобно выполнено правое меню управления винтовкой (если не сказать совершенно неудобно). Если бы прицеливание действительно было таким продолжительным, я, возможно, сменил бы этот вид спорта на более динамичный.

Но на первый взгляд все сделано правильно. Для перенацеливания можно пользоваться маховиками переднего упора или прибегать к заднему мешку, но получается это чересчур медленно. Барабаны прицела справедливо вынесены в отдельную функциональную кнопку; для «обнуления» прицела достаточно всего лишь «догнать» перекрестьем (с помощью «стрелок») пробоину, и вы, что называется, «dead zero». В дальнейшем для грубых подстроек лучше пользоваться передним упором, а для более тонких применять мешок. В жизни я избавлен от подобного выбора, поскольку обычно применяю передний упор с джойстиком, многократно ускоряющим перенацеливание.

Процесс производства выстрела разделен на три стадии, для каждой из которых назначена своя клавиша: помещение патрона в постель ствольной коробки, запирание и нажатие на крючок. Разработчики, видимо, стремились добавить игре правдоподобия, но это, на мой взгляд, привело к еще большей потере динамики и увело ее от реальности. Дело в том, что за время, требуемое в игре для одного выстрела, бенчрестер на практике успевает сделать два или три, если есть такая необходимость.

Каждый матч (а их 5) длится 7 минут, поэтому необязательно торопиться «высадить» все 5 пуль в зачетную мишень. Лучше протестировать ветровые кондиции на пристрелочной, нижней мишени. Ваша задача — сделать группу минимального размера, поэтому расположить ее можно в любом месте в пределах квадрата верхней мишени. Эффект сноса в целом передан более-менее прилично, но такой простой (если судить по игре) ветер на стрельбище Келбли мне не попадался. Другие стрельбища я даже не смотрел, так как на них не был и не нашел бы, с чем их сравнить. Как обычно, ветер постепенно усложняется, но все равно и близко не приближается к царящему на самом деле кошмару. Тем не менее, показанного в игре достаточно для того, чтобы получить представление о влиянии ветра на снос пули и понять общие принципы компенсации этого эффекта.

Стреляя матч, важно не забывать отсчитывать количество выстрелов по зачетной мишени, иначе можно получить штраф — одну угловую минуту (1 МОА = 1 дюйм для 100 ярдов) за каждый несделанный выстрел. Очень неприятно, особенно когда вы идете с неплохим среднеарифметическим результатом в соревновании. Среднеарифметический показатель — это то, за что борются в бенчресте. Он, естественно, должен быть как можно ниже, и по нему выводится победитель в классах, по дистанциям и абсолютный.

По окончании группы необязательно дожидаться завершения матча, можно просто выйти из игры и просмотреть свою мишень и положение в турнирной таблице. Поразительно, но при участии в соревнованиях местного значения мишени конкурентов напоминают осыпь дробовика, о чем в реальности приходится только мечтать. На Западе даже на клубных или каких-нибудь сельских матчах очень тесная конкуренция. Обычно на соревнованиях довольно высокого уровня одна неудачная группа — еще не повод сложить оружие. Будет возможность отыграться в других матчах, а также на 200 ярдах, где все обычно и решается.

Вдобавок ко всему в XAS предусмотрена модернизация оборудования и возможность немного заработать посредством участия в денежных матчах (мечты, мечты…), а также заказ реальных товаров Speedco в режиме онлайн. Но это уже, что называется, на любителя.

Резюме

Разработчики выступили пионерами в области полноценных симуляторов бенчреста, и можно сказать, что дебют удался. Xtreme Accuracy Shooting, безусловно, не подойдет любителям шутеров (тем более что о каких-то типичных для компьютерных проектов компонентах вроде графики, звука или музыки говорить не приходится — все очень условно). Но она наверняка пригодится всем, кто интересуется стрельбой. В первую очередь — спортивной высокоточной стрельбой. Хотя никакая игра не заменит живой спорт.

Автор статьи — президент Национальной Ассоциации Бенчреста.