Светлая тема

Рецензия на игру Яйца Фаберже. Приключение

— Что любят взрослые и дети? Яйца!
Дискотека Авария

АГитка ЭЙ, ВЫ, МАСТЕРА ТОЧИТЬ ЛЯСЫ! НЕСИТЕ ТЕНДЕНЦИЮ В МАССЫ!
ВНЕДРЯЙТЕ КУЛЬТУРКУ! ИЗЖИВАЙТЕ ИЗ КВЕСТОВ ХАЛТУРКУ!
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕВЫШЕ ЛЮБОЙ ЗЛОБОДНЕВНОСТИ!
ЭНТУЗИАЗМ — БРАТ ТАЛАНТА! СЛЕДИ ЗА СУДЬБОЙ ЭМИГРАНТА!

Странный год для России выдался. Три сезона изводили нас ширпотребом, но стоило осени прикрыть тучками небо, как немедля закапало качество. Конечно, дождик едва моросит, и о подъеме индустрии рассуждать рано. По одному сносному проекту на издателя — и то сахар. Посчитаем: у «Акеллы» — «Танита», у «Буки» — седьмой «Петька»… «1С» поставила на «Яйца Фаберже» и не прогадала. Недаром дебют молодой команды из Уфы вдохновляет на слоганы.

Назад в будущее

Ну, «молодой» — пожалуй, громко сказано; кое-кого мы встречали и раньше. Во главе офиса с японским имечком стоят известные по пилотным «Пилотам» Олег Корастелев, Павел Мусатов и Альберт Гарафутдинов. После работы над «Обратной стороной Земли» заслуженные выпускники Gamos надолго исчезли из поля видимости. Страшно вспомнить, во что превратилась серия в их отсутствие; даже единственную удачную попытку воскресить Колобков просто-напросто не заметили…

Ладно, не будем о грустном. Тем более что эти годы не пропали зря. Набрав собственный коллектив, ветераны приступили к изваянию трехмерного движка для своего… гм… первенца. Результат? Невероятно позитивный квест, каким и с Западом не грех поделиться. С другой стороны, дотошный критик без труда разнесет короткое и очень наивное «Приключение» в пух и прах. И окажется неправ.

Вступительные кадры не оставляют сомнений: вот они, настоящие «Братья Пилоты 3D»! Несмотря на отличный от предков сюжет, персонажей и геймплей, дух «города, затерянного во времени» то и дело пробивается наружу. Вдобавок «Яйца» (что за пошлые смешки?) уходят корнями в редкий жанровый подвид «семейная адвенчура». Еще Monkey Island пропагандировала его принципы: незатейливая, но веселая история, комичные герои, лишенное насилия действо и многоступенчатый юмор для всех умов и возрастов. Оглядываясь в прошлое, осознаешь, что отечественных «семейников» — раз, два и о пчелках. Маловато будет!

Антититбит

Сценарий навеян то ли «Двенадцатью стульями», то ли «Невероятными приключениями итальянцев в России» и, по сути, спекулирует на той же Monkey Island: поиски клада. Arr! То есть совсем не arr!, конечно; за окном — 1980 год, недавно отгремела летняя Олимпиада, что, правда, слабо заботит молодого парижанина с рюкзаком за спиной и улыбкой до ушей (никого не напоминает?). Угодивший в больницу отец да фамильная тайна, поведанная им на прощанье (т.е. перед сладким сном), согласитесь, куда важнее. Не каждый день ведь узнаешь о сокровище, которое дед припрятал на территории СССР перед эмиграцией. Кусочки карты с инструкциями предусмотрительно рассованы по ювелирным игрушкам изобретателя Кузьмича, служившего истопником у знаменитого Карла Фаберже. Дело за малым: прорваться в Москву, собрать бумажный пазл и отыскать клад. Три задачи аккуратно рассредоточены по трем главам.

Но стоит пробежаться по тихим улочкам или солнечной набережной, как понимаешь, что охота за ценностями — не самоцель. Дивные панорамы живо окутывают родной мультяшной атмосферой. Будь то уютные французские скверы или сонные советские дворики — везде царит беззаботная идиллия. Окунаясь в городские трущобы, лавируя между машинами, сталкиваясь с горсткой японских туристов, диким мальчуганом или усатым грузином, танцующим лезгинку, проникаешься искренней симпатией к любовно созданному мирку.

Маршруты приходится прокладывать рысью — план местности нынче не завезли. Паренек вприпрыжку рассекает пререндеренные окрестности, исследует потаенные уголки и дерзко атакует всякую встречную дверь. По ярким, ласкающим глаз локациям расхаживают шаржевые человечки в самом что ни на есть «пилотском» стиле.

Милые карикатурки на людей неуклюже маршируют, поднимая вверх коротенькие ножки, скребут землю метлой, поводят бедрами — словом, всячески уподобляются живым прототипам. Воинственно настроенный малыш, нарезающий круги на деревянной лошадке, натыкается на актера в костюме Дракулы и грозно вопит «Сдавайся!», на что последний вторит напускным «Забодаю, забодаю!», показывая «чертика». Зарисовки, способные растопить ледяное сердце.

КГБшник: «Пройдемте, гражданин. А то стукну»
Клоун: «Только и умеете, что стучать…»

«Приключение» умело апеллирует к специфике «общедоступной комедийной адвенчуры». Легкое, развязное путешествие, подгоняемое задорными мелодиями с примесью французского шансона и национальных мотивов, не пытается сыпать плоскими шуточками направо и налево. Ситуационный юмор находит отражение в действиях персонажей, потешных гэгах и знакомых образах и символах ушедшей эпохи. Следуя указаниям «умного курсора», Сынок измывается над гэбэшниками и старыми антикварами, ставит взрывоопасные эксперименты и взмывает в небеса на «отремонтированном Олимпийском медведе», прыгает по тыквам за кроликами и… Хватит, не буду разбалтывать сюжетные секреты.

Загадки бережно вписаны в окружение и не грешат затасканностью, варьируясь от чисто предметных и «механических» до упражнений на логику/внимание. Даже тир, оккупированный представителем кавказской национальности, — занятие преимущественно интеллектуальное. Потрошить изобретения Кузьмича и выстраивать цепочки связей между ними интересно, логично, но и довольно просто. Досадная скудность «активных» точек сопутствует быстрому прохождению, а посему не удивляйтесь, если спустя четыре-пять часов неупорных трудов по экрану поползут титры.

«Яйца Фаберже» и не предназначена для напряженного сопения. За такими проектами, как говорится, душа отдыхает. Добрая, несерьезная и атмосферная сказочка для детей и взрослых кажется глотком свежего воздуха в век гадких, конвейерных поделок. Остается надеяться, что игра окупится, и Okira Office продолжит радовать нас подобными «конфетками».

Длиннее! Глубже! Веселее!