Светлая тема

Рецензия на игру Yesterday: Печать Люцифера

Yesterday – недоспелое, глупое, смехотворно короткое приключение, напоминающее дешёвый триллер на ускоренной перемотке. Почему неутешительный вывод звучит в первом же предложении? Некогда заниматься словесностью – каждая секунда на счету. Вдруг прямо сейчас очередной невинный любитель квестов подумывает потратить деньги на новинку от Pendulo Studios, не подозревая, что с таким же успехом он мог бы их попросту сжечь…

Господин Вчера

…как сжигает бездомных бродяг в Нью-Йорке маньяк-психопат, помешанный на оккультизме. После ярких, разухабистых Runaway и The Next Big Thing студия неожиданно решила попробовать свои силы в «чернухе». Модные в этом сезоне темы: алхимия, сатанизм, пытки и жертвоприношения. Плюс амнезия – именно ею страдает Джон Йестердей, он же Джон Улисс, он же измождённый молодой человек с непропорционально вытянутым лицом и шрамом в форме «игрека» на ладони. Согласно официальной версии, эксперт по сатанистским культам искромсал себе руку, прежде чем написать прощальную записку и опрокинуть стаканчик с ртутью. Что толкнуло его на попытку суицида? Это и предстоит выяснить, следуя по собственным стопам.

Интрига построена на копании в прошлом, а не на поисках жестокого преступника: личность злодея раскроют уже во вступлении, и лишь мотив будет неясен. Поставленная с ног на голову история поначалу удивляет свежей перспективой, пока не погружается в пучину штампов и заимствований из классики. Исчезнувший древний орден, сексапильная француженка, отель в Париже и развалины в Шотландии что-то неуловимо напоминают. «Revolution», – подсказывает неоновая вывеска на ночном горизонте. Для полноты картины не хватает клоуна в кадре.

Джордж и Нико при знакомстве со здешними тайнами надорвали бы животы от смеха. Перед выходом Yesterday многие наверняка задавались вопросом: «Как испанцы совместят мультяшную рисовку и жуткий, полный боли и страданий мистический детектив?» А никак. Вышла сумбурная нелепица, хаотичный фарс, достойный съёмочных площадок The Next Big Thing. Режиссёр не обременен вкусом и чувством меры. Кровь хлещет отовсюду – даже банальный обмен тумаками похож на дуэль помидоров. Дурацкие убийства, бессмысленное насилие, непрошеные вымученные шутки… Силясь вырваться из щели меж двух стульев, сценарист-шизофреник подкидывает попеременно то поводы поржать, то гадкие подробности. Разве можно всерьёз воспринимать тщедушного киллера с пистолетом и катаной, который за пять секунд мимоходом признаётся в паре преступлений? А воткнутая в глаз зубочистка (без купюр) – внушает? Непонятно, какой реакции авторы ждут от публики. Испугаться? Да нету саспенса-то. Рассмеяться? Боже упаси… Вот отвращение накатывает с завидной частотой.

Yesterday вообще разочаровывает с самого меню. От заглавной музыкальной темы клонит в сон, прочие композиции влетают в одно ухо и вылетают из другого. Диалоги высушены до хруста. «Задники» ожидаемо прекрасны, портреты – отнюдь (обводки нет, «рельефность» так и прёт). Заставки в обличье оживших комиксов – скорее исключение из правила, ведь большинство действий сопровождают статичные картинки с комментариями рассказчика. «Ты опускаешь ведро на верёвке и одним ударом срубаешь сосульку», – нашёптывает игра, вместо того чтобы показать. Такое ощущение, будто занимаешься сексом по телефону.

Жертва монтажа

Склеенные абы как эпизоды – словно кусочки фотографии, угодившей в шреддер. Воспоминания о беседах и затянутые «флэшбеки» вылезают совсем где не надо, прямо посреди потасовок, ломая и без того неровный ритм повествования. Р-раз! И готовившийся к битве с врагом Джон бродит по домику в заснеженных горах Тибета, выполняя поручение слепого гуру боевых искусств. Откуда взялся старикан, вы никогда не узнаете. Тарантиновский приёмчик маскирует отчаянную попытку хоть немного растянуть удовольствие…

Лучше бы головоломки продумали, а то негде расправить плечи – по крохотным локациям пролетаешь как на экспрессе. Местами не в меру причудливая логика разработчиков играет роль стоп-крана, заставляя прибегать к подсказкам, однако в основном мозг отдыхает. Например, бандиты приставили к затылку пистолет и подсунули шахматную задачку. Казалось бы, вызов интеллекту, пусть и крайне неуместный в контексте, – но нет! Это в The Shadow of the Templars или в The Whispered World над полем из клеточек надо было корпеть, переставляя фигуры, а в Yesterday дают пять ответов на выбор, и можно перебирать все подряд – в случае ошибки курок спускать не будут. Хотя огорчённое восклицание — «Что за идиотизм?!» — слетит с ваших уст еще раньше.

Pendulo, видно, сразу «затачивала» управление под грядущий релиз на iPad и чихать хотела на нюансы PC. В Yesterday предметы из карманов нужно «вытягивать», как в Broken Sword: Shadow of the Templars — Director’s Cut, потому что одинарный щелчок просто выводит их описание (длиной в одно слово). И названий у активных точек не появится, сколько бы вы ни водили над ними курсором. И правая кнопка мыши отброшена за ненадобностью. «Как же без удобной, проверенной веками связки ЛКМ-ПКМ?» – возопит шокированный читатель. Ничего страшного, есть костыли. При нажатии на объект открывается окошко с двумя вариантами: «осмотреть», «взаимодействовать»… Из «горячих клавиш» уцелела только пауза-«пробел». Сохранения убрали. Спасибо, хоть сцены можно перепроходить, а то, неровен час, охотники за красивыми скриншотами упустят момент, когда на экране мелькнёт снимок в стиле «ню»1.

Обнажёнными телесами щеголяет подруга Джона, хозяйка антикварной лавки Полин Пети, – декоративное украшение, добавленное исключительно чтоб было кого спасать в конце. Разговор об игровых личностях, ядре любой нормальной адвенчуры, я специально оттягивал до последнего, поскольку здесь о них и сказать толком нечего. «Три персонажа!» – бахвалилась Pendulo в пресс-релизе. Лукавила, конечно, – после завязки Джон ищет истину в гордом одиночестве. А главное — ни он, ни его богатенький приятель Генри Уайт не вызывают никакого интереса. Более-менее проработан лишь бугай Купер, которому в детстве здорово влетело от инструктора бойскаутов и у которого на этой почве сформировалась психологическая травма…

* * *

Травму рискуете получить и вы, если на волне восторга от серии Runaway приобретёте Yesterday. Pendulo сдулась и начала гнать халтуру. Возможно, пришла пора стереть обленившимся сеньорам память и запустить творческий цикл по новой.

1Российским игрокам повезло – «1С-СофтКлаб» выпустила «Печать Люцифера» без цензуры. Из англоязычной же версии бессовестно вымарали и кровищу, и обнажёнку.