Светлая тема

Рецензия на игру Zuma

Развлечения с катающимися и летающими шариками/мячиками с давних времен необъяснимым образом завораживают людей. Бильярд и футбол, боулинг и волейбол, теннис и баскетбол… Множество аналогичных забав призвано удовлетворить эту страсть у тех, кто находится в отличной спортивной форме. Но что делать, если вы не Бэкхем, Федерер или Ронни О'Салливан? Правильно, запустить на своем компьютере Zuma Deluxe.

Движение — жизнь

Или… смахнуть пыль с аркадного автомата и погрузиться в Puzz Loop 1998 года выпуска от японской компании Mitchell Corporation. Оба проекта чрезвычайно похожи, так что оригинальной Zuma Deluxe, хотя она и обладает немалым количеством плюсов, увы, не назовешь.

Как и положено качественному представителю жанра, здесь слыхом не слыхивали о сюжетной линии, замысловатом управлении и выращивании супервоина, увешанного умениями. Для благополучного достижения финала достаточно владения мышкой, персонаж (образно выражаясь) всего один — особый механизм в виде лягушки, большой любительницы бешеной стрельбы.

Действо разворачивается в декорациях, стилизованных под культуру не то майя, не то ацтеков, не то еще чего-то столь же древнего. В режиме «Adventure» мы последовательно проходим кампанию, в «Gauntlets» шлифуем навыки на открытых этапах, зарабатывая забавные титулы.

Под каждый из десятков уровней отведен экран, изображающий каменную плиту, на которой выдолблен желобок определенной формы. По нему ползут красочные шары; скорость и количество цветов зависит от сложности. Финальная точка — череп, символизирующий бога Солнца. Добравшись до нее, цепочка проворно убегает, попрощавшись бодрым сообщением «Game over». Наша «героиня», сидя в центре, выплевывает новые фигуры. Все, что требуется от игрока, — вспомнив Lines, выстраивать одноцветные массивы как минимум из трех штук.

Левая кнопка мыши — «огонь», правая заменяет шарик, что очень полезно для мудреных комбинаций. Секрет захватывающей увлекательности — динамика, помноженная на погоню за драгоценными очками и попытки укоротить неумолимо надвигающуюся пеструю «змею». К счастью, вспомогательных средств хоть отбавляй: и специальные «тормозилки», и откаты назад, и точный прицел, и, конечно же, самый приятный бонус — бомбы, уничтожающие значительную часть композиции. Правда, подарки появляются и исчезают произвольно, поэтому надо ловить момент, стараясь не упустить подвернувшиеся возможности.

Счет можно пополнить разными способами. Расстрел золотых монеток, периодически всплывающих в труднодоступных местечках, — лишь один источник дохода. Щедро вознаграждаются любые проявления мастерства, от успешной атаки через слой до досрочного завершения этапа (оставшаяся дорога превращается в настоящую копилку; чем она длиннее, тем лучше). Естественно, в цене и многочисленные комбо, но риск велик: искусственное удлинение вереницы стремительно приближает крах.

Необходимость крутиться и быстро действовать поначалу угнетает принципиальных ненавистников таймера в играх. Вам не дадут ни одной лишней секунды на размышления, тут территория не столько головного мозга, сколько спинного. Однако наиболее раздражающий недостаток легко становится основным достоинством, если он удачно вписан в гениальную игрушку семейства простейших. Здесь правят бал жажда движения и наслаждение мгновенной реакцией, а именно этого ждут от стопроцентно качественной аркады.

* * *

Zuma Deluxe идеальна в своей простоте. Она напоминает вечнозеленые Tetris и «Линии» и наверняка осядет на многих винчестерах вместе с признанными убийцами свободного и рабочего времени. Почетный знак «Наш выбор» занял бы законное место… если бы не полностью заимствованная идея. Клонам его не дают.