Светлая тема

Рецензия на игру APOX: Воины пустошей

Еще античные философы поняли, что целое не равно сумме его составляющих. Если выковырять из разных автомобилей лучшие детали и потом собрать из них новую модель, она не будет самой быстрой, экономичной и удобной. А чтобы сделать хитовую игру, недостаточно понадергать отовсюду идей.

Пятое колесо

Издалека APOX выглядит свежо и оригинально. Стилистика «Безумного Макса» не слишком заезжена, возможность подбирать оружие с земли (как в Ancient Wars: Sparta) и угонять «ничейные» драндулеты тоже редкость для RTS, ну а мультиплеер на 32 человека – это вообще нечто из ряда вон. Однако при близком знакомстве мираж исчезает. 32 человека? Или 2? Народу в онлайне катастрофически мало, поэтому куда чаще приходится иметь дело с безмозглыми жуликоватыми ботами. Не исключено, что сюжетный «сингл» в стиле Desert Law спас бы игру, но чего нет – того нет. Авторы ограничились короткой «обучалкой» и «скирмишем», для которого, кстати, нужно подключение к Интернету.

Проблема не в том, что отдельные элементы плохи. Просто они никак не желают складываться в цельный продукт. В основе геймплея лежат проверенные принципы: строим базу, добываем «полезные ископаемые», дрессируем армию. А вот мелочи, которые вроде бы должны придавать проекту шарм, наоборот, топят его. Список обязанностей главкома удручает: после битвы необходимо вручную обобрать трупы, выдать бойцам новое оружие взамен поврежденного, отправить огнеметчиков на «дозаправку», оттащить тяжело раненных к медпункту… В Ancient Wars: Sparta верные илоты без подсказки набивали мешки трофеями. APOX не балует автоматизацией, заставляя держать в голове массу вещей.

Сами боевые действия, опять же, завязаны на микроменеджмент – находящийся под обстрелом солдат не сойдет с места, пока не получит под зад шипованным генеральским сапогом. У всех участников конфликта одинаковый набор юнитов, ибо фракция всего одна. В казарме вылупляются суровые мужики с «Калашами», в автомастерской умельцы приспосабливают гражданскую технику под нужды фронта; желтое «такси» с огнеметом на крыше или фермерский пикап, переделанный в САУ, впечатляют. «Супертяжи», способные превратить поражение в победу, – очевидный привет Крису Тейлору и серии Supreme Commander. Ловкач, сумевший скопить достаточное количество металла (рабочие извлекают ценную «руду» из разбросанных по округе самолетных останков), сможет смастерить бессмертный танк-экскаватор, ракетную установку или дальнобойную гаубицу.

Накопление ресурсов и тренировка новобранцев – длительный процесс, а схватки, напротив, весьма скоротечны. APOX использует популярную схему «камень-ножницы-бумага». Стрелковое оружие годится против живой силы, огонь помогает выкурить пехоту из укрытий, минометы подходят для уничтожения зданий. Соответствующий апгрейд добавляет в арсенал осколочные и дымовые гранаты, коктейли Молотова, «липкие» бомбы. Несмотря на обилие вариантов, почти любая битва мигом деградирует до состояния неуправляемой свалки. Уследить за каждым бойцом нереально, но дорогостоящую технику все-таки нужно беречь. После быстрого ремонта увешанные пулеметами тачки вновь будут готовы наматывать километры по умирающему миру.

Выжженные пустыни, припорошенные снегом равнины, запущенные промзоны – антуражи разные, но глазу не за что зацепиться. Угловатые модели, примитивные эффекты и унылая размазня текстур вызывают скуку. В общей сложности в APOX порядка сотни карт. Сомневаюсь, что у кого-то хватит терпения изучить их все. Впрочем, это и не обязательно. Жесткая симметрия, нарочито искусственная коридорная структура, неизменное «яблоко раздора» (например, заброшенный цех по производству боеприпасов, расположенный ровно посередине между базами) – со времен C&C и StarCraft ничего не изменилось.

* * *

Гигантские амбиции и ряд интересных начинаний не мешают APOX быть очередной малобюджетной RTS, в которую, условно говоря, играют лишь сами разработчики, их друзья да немногочисленные фанаты Mad Max.