Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Divinity 2 полна неприятных открытий. Вы покупаете DVD-бокс от Snowball/«1C» и понимаете, что патчей придется ждать, как у моря – погоды. Загружаете «quicksave» и видите, что двери зданий заросли каменной кладкой. «Прокачиваете» стрелка и к середине игры осознаете, что луки едва царапают толстокожих врагов. В отчаянии тратите 5000 золотых и возвращаете очки навыков, но баллы, вложенные в никчемную ловкость, вам никогда не отдадут. Удивляетесь, почему счетчик Fraps сообщает о 50 кадрах в секунду, а плавной анимацией и не пахнет. И это – через полгода после платного бета-теста релиза в Германии!
Впрочем, главную тайну – трансформацию в огнедышащую рептилию – Larian Studios «спалила» еще на ранних скриншотах, дабы привлечь внимание публики. В действительности наш молчаливый аватар обретет эту возможность не раньше, чем повествование пересечет экватор. В начале рассказа он – охотник на драконов, сдавший выпускной экзамен. Правда, истинных крылатых ящеров уже не найти; нынче в небе парят «пламенные рыцари», принявшие их облик.
Столкнувшись с умирающим «оборотнем», герой узнает, что в мире есть враг опаснее горстки приверженцев старой магии. Повелитель хаоса Дамиан Проклятый вот-вот направит летающие цитадели на Ривеллон, чтобы отомстить за гибель своей возлюбленной Игерны. Выход один – лишить Дамиана бессмертия.
Но не обольщайтесь: то, что звучит хорошо на бумаге, в реальности нагоняет тоску. Не в силах предложить лихо закрученную историю, Divinity 2 подает ее в час по чайной ложке, разбавляя унылой байкой про ссору трех магов и визитами Дамиана, ведущего себя как злодей из детского мультика. Здесь нет ярких личностей (хотя все персонажи, включая массовку, озвучены!) и интересных событий, только звонкая пощечина игрокам, дотерпевшим до конца. Плевок в душу оценил бы разве что мастер дешевых подковырок М. Найт Шьямалан (M. Night Shyamalan).
Путь к дурацкому «сюрпризу» тернист. Основное правило выживания в Ривеллоне: деньги – ничто, опыт – всё. Oblivion наглядно показала, сколь абсурден мир, «растущий» вместе с нами. Divinity 2 – пример из противоположного лагеря, когда создатели перегибают палку с ограничениями. Ключевые локации построены и заселены так, что их одолеют лишь те, кто тщательно «зачистил» карту и прошел незамысловатые побочные квесты. Рванете напролом — первая же сюжетная миссия превратится в сплошной «Load Game». Финальные «боссы» отъелись до 30-32 уровня, поэтому извините, гоблины, бандиты и прочая шушера, ничего личного. Просто жить хочется, ведь убитые монстры не воскресают.
Набрать «экспу» мало, надо как следует раскидать баллы. За каждую ступеньку скупые авторы дают 4 очка для развития базовых характеристик (сила, ловкость, живучесть, ум, дух) и одно – для умений. Окно навыков пестрит значками из пяти категорий – воин, маг, следопыт, клирик и охотник на драконов, – но о гибких сочетаниях и думать не стоит. Любой из талантов насчитывает 15 рангов, и в лучшем случае вы разовьете до упора три-четыре штуки. Оптимальный вариант – чародей, ибо его мощные заклинания накрывают сразу нескольких гадов.
Приз за самый бесполезный дар получает «Чтение мыслей». Эпизод с презентации на выставке Games Convention 2008, когда, заглянув в разум собеседника, герой увидел альтернативный способ выполнения квеста, – редкое исключение. В большинстве ситуаций этот трюк помогает сбить цены у торговцев или узнать, где спрятана очередная «секретка», если вам не жалко гробить драгоценный опыт на ковыряние в чужих головах. О жирном улове не мечтайте – за содержимое сундуков и квестовые награды отвечает безумный генератор случайных чисел. Манчкины и любители лотерей, жмите «Load Game»!
Телепатия – единственный социальный навык нашего персонажа. Диалоговых способностей нет, репутации или кармы – тоже, разные реплики в беседах почти ничего не меняют, моральные дилеммы можно пересчитать по пальцам. Самые нелепые потуги на нелинейность – в эпизоде на острове Стражей; там нас заставляют решать, кто из восьми NPC станет прислуживать герою в захваченной Башне силы. Свободные должности займут четверо, остальных поразят молнии. Почему? Сценаристы сказали, и баста.
Грамотная команда сделала бы из этой закваски крутую драму. Larian свела все к выбору бонусов. Какой специалист по наложению чар выгоднее – работающий с броней или с оружием? Вот и все метания. Точно так же мы нанимаем тренера, открывающего ранги навыков с 6-го по 10-й, алхимика, практикующего зельеварение, и некроманта. Да, даже добряку не обойтись без черной магии – используя найденные части тел, колдун собирает для игрока преданного помощника (русская версия ласково зовет его «некрозавром»). Вертлявая тварь не шибко умна, но исправно отвлекает внимание недругов.
Наконец, судьба приводит нас в Оробасовы фьорды – второй (и последний) регион Divinity 2. Расправив крылья в предвкушении увлекательных приключений, мы оказываемся в коротком U-образном каньоне, где, по сути, нечего делать. Расстреляли баллисты, снесли гнезда назойливых летунов, отключили защитные поля – ух, порезвились. Larian воскликнула: «Да будет дракон!» и… низвела действо до тупой аркады. Того же эпитета достойны и рукопашные бои – бездумное «щелк! щелк! щелк!» без парирования и блоков.
Бельгийцы – далеко не первые, кому не повезло с разведением ящеров. Drakan: Order of the Flame травила шаблонами, Dragon Riders: Chronicles of Pern разорвалась между жанрами, про Lair лучше не вспоминать вообще. Российский «Глаз Дракона» страдал от той же болезни, что и Divinity 2 – его создатели зациклились на «уникальности» своей идеи. Прочитайте начало раздела «На двух стульях» в нашей рецензии – текст можно смело копировать в эту статью. Даром что с мышью D2 не враждует.
Еще одна европейская RPG утянута на дно цементными ботинками амбиций и отсутствием должного опыта. Впрочем, я не удивлюсь, если кто-то посчитает устаревшую графику, мертвый «открытый мир», программные ошибки и несбалансированную ролевую систему верными признаками «олдскульности» и «хардкора».
По странной прихоти «1С», релиз игры совпал с российской премьерой Dragon Age: Origins. Проходя мимо, канадский дракон чихнул на полки с Divinity 2. Пуф! Облачко пепла.