Светлая тема

Рецензия на игру The Gladiators of Rome

Мое сугубо личное мнение - мы должны сказать «спасибо» отечественным пиратам. Страшно представить, что творилось бы с игровым рынком в России без этих «щук», не дающих дремать лицензионным «карасям». Пришлось бы откладывать стипендию в надежде купить к рождеству UT2003, мучительно размышлять, сделать с зарплаты апгрейд или купить Hitman 2... Вы бы стерпели?

А ведь на Западе все так живут, и далеко не каждый готов позволить себе регулярно приобретать игровые хиты. Специально для малоимущих существуют компании вроде ValuSoft или Activision Value. За мизерные (какие-то $15-20!) деньги любой желающий может купить у них… эээ… говоря дипломатично, продукцию.

Нам повезло - мы, скорее всего, никогда не увидим большую часть этих «бюджетных» поделок, которые для среднестатистического американского пользователя являются жестокой реальностью. Взглянув на Gladiators of Rome, я бы даже сказал, слишком жестокой.

Ave Caesar, morituri te salutant

После выхода на большие экраны голливудского «Гладиатора» с Расселом Кроу (и знаменитыми джинсами на заднем плане) тема Древнего Рима вдруг стала модной. Гладиаторы, преторианцы, легионы… Давайте срочно делать на этой основе игры! Побежал ручеек стратегий, а сами идущие на смерть почему-то остались в тени. Хотя мысль создать нечто вроде «спортивного менеджера», но с гладиаторским уклоном, просто витала в воздухе. Превратить игрока в ланисту, дать ему закупить здоровых и сильных рабов, снабдить их оружием и хорошенько «прокачать», а потом выпустить на арену - отличная идея!

Очень жаль, что она залетела в голову именно «бюджетной» Cat Daddy Games. Обрезали ей крылья, испохабили, кастрировали и повесили ярлычок “value”. Ничего святого.

Homo homini lupus est

Разработчики не стеснялись раздавать в интервью громкие обещания: «детально проработанный мир», «историческая достоверность», «увлекательный тактический геймплей», «визуальный реализм». Они как-то забыли о том, что на все это нужны деньги. Но средств не было, и экономить пришлось на всем. Так и представляется себе комната, где собрались нищие менеджеры - стричь дизайн-документ.

Чик - и нет нормального композитора. «Псевдогероическую» «залупленную» (от слова “loop”) композицию уже через полчаса хочется забросать помидорами. А если не ее, то хотя бы автора.

Чик - и «менеджерская» часть свелась к примитивному накоплению долларов (именно!) и закупке более мощных (судя по характеристикам, поскольку внешне разницы не видно) средств нападения и защиты.

Чик-чик - и тактические бои стали напоминать поход в кунсткамеру. Квадратные мускулы еще можно стерпеть, но смотреть на то, как суровые римские гладиаторы семенят по арене наподобие стреноженных лошадей, без слез нельзя. Более того, бойцы порой ненадолго замирают в самых вычурных и нелепых позах. Если вы всю жизнь мечтали посмотреть на бой садовых гномиков, страдающих радикулитом, маразмом и эпилепсией, - не упустите свой шанс. С эпилепсией все ясно - анимация дурная; с радикулитом тоже - взгляните на осанку подопечных. А вот на маразме остановимся подробнее.

Одетые/обутые/вооруженные/обученные потенциальные трупы отправляются развлекать публику. Побоище протекает в режиме «псевдореального времени», - каждое действие завершается паузой, во время которой враг может беспрепятственно лупить вашего раба. После простых ударов мечом воин переводит дыхание очень быстро; гораздо дольше он приходит в себя после того, как со всей дури огреет оппонента молотом по голове или применит спецудар вроде оглушения или примитивного комбо. В любой момент процесс можно перевести на паузу и раздать команды.

И тут во всей красе на первом плане возникает ужас, - подчиненные пальцем не шевельнут без персонального указания. Кроме того, нам приходится еще и выжидать по несколько секунд, пока восстановится «ход», а затем снова отдавать приказы. Каждому. Пауза, команды, удар, пауза, команды, удар, пауза.

И так всю игру. Тридцать уровней. Спасибо, не надо.

O tempora! O mores!

При всем этом в Gladiators of Rome есть проблески разумного и доброго. Вполне адекватно поработал художник, пристойно изобразив арены и антураж. Чувствуется напряжение мозга сценариста - пусть сюжет безобразно линеен, но бои не всегда сводятся к банальному «убей их всех». Наблюдаются по-настоящему интересные задумки: «царь горы», беготня среди хмурых львов в попытках подобрать оружие, тающее в руках после третьего «хода», бой на уменьшающейся с каждым ходом площадке, защита VIP, роль которого играет провинившийся сенатор…

Однако клеймо “value” не стереть. Оно везде, в каждом байте, каждом баге. Играть в это невозможно, но что же вы хотели за $20? Так проходит слава мира. Requiescat in pace.