Светлая тема

Рецензия на игру Keepsake: Тайна долины драконов

Тема «гаррипоттерства» упорно не желает выходить из моды. Пишутся книги, снимаются фильмы, среди счастливых фанатов активно расходятся лицензированные игрушки. Как тут не отхватить кусочек чужой славы? Посмотрите-ка: красивая компьютерная сказочка о магах и драконах, населяющих Академию Волшебства. Давно ли вы мечтали перенестись в долину Дрэгонвэйл, познакомиться с фантастическими существами, обучиться чародейству, попутно избавляя приютивший вас «вуз» от нависшей опасности? Убежден — всю свою сознательную жизнь.

Been there, done that

Претендентку на завидную должность колдуньи зовут Лидия. Девушка с техническим образованием приезжает по приглашению подруги детства Селесты, дочери могущественного чудотворца. В самом деле, грех не воспользоваться связями. Уже на подступах к зданию ее перехватывает веселый торговец Муставио, с возгласами «Гритингс, ян лейди!» (вы еще возненавидите арабский акцент!) принимаясь навязчиво рассказывать о простеньком интерфейсе. Конечно, такое внимание к юной особе лестно, но все же пятиминутная лекция о навыках владения «умным курсором» — перебор. Впрочем, это цветочки.

Вырвавшись из пут нерадивого лавочника, молодая леди устремляется к высящемуся над лесом грандиозному строению. Нечто причудливо-изогнутое, с неровными остроконечными башенками, подпирающими небо, вмиг завораживает новичка. Однако восхищение быстро уступает место удивлению, а затем и негодованию: ворота заперты, на стук никто не отвечает. Вот вам и школа! Вот вам и блат…

Зато есть повод осмотреться. Беглый взгляд вырисовывает довольно ясную картину: кричащее приключение в духе The Longest Journey и Syberia, с обязательной героиней, подобающими рендеренными, симпатичными «задниками» и трехмерными моделями. Великое множество застывших панорам мелькает по мере продвижения трусцой, открывая потаенные красоты. Что характерно, фигурка сама выбирает, бежать ей к указанному выходу или топать размеренным шагом, в зависимости от местоположения. В инвентаре царит знакомый резонанс: один кармашек для предметов, другой — для всевозможных бумаг и документов. Активные точки, правда, в мире Keepsake в большом дефиците, поэтому порой приходится одолевать с десяток экранов, пытаясь нащупать демонстративно лежащую посреди комнаты вещицу. К середине игры ситуация частично исправится, но многие ли дойдут до середины?..

Колдуй, баба, колдуй, дед

А тем временем мы разобрались с неприветливыми дверями, решив несложную головоломку на память. Университет встречает нас холодными, пустынными холлами, бессчетным количеством ветвящихся коридоров, лестничных проемов, залов и двориков, тихих и безлюдных… На здешних просторах сам черт ногу сломит, только Лидии все нипочем. Чуть потужив о запропастившейся приятельнице, она отправляется исследовать гигантские помещения, дабы самостоятельно разобраться в таинственном исчезновении обитателей, а невольных свидетелей (т.е. игроков) обдает вторая, доселе неведомая волна настоящего геймплея. Имя ему — Myst.

Нечасто встретишь адвенчуру от третьего лица, наводненную механическими пазлами. Keepsake — истинное раздолье для любителей подобных забав, растянутое на два огромных яруса массивного учреждения. Авторы не на шутку разошлись, разбавив стандартную «мистовую» формулу (агрегат, запускаемый посредством скрытой подсказки) логическими, математическими, астрономическими и другими —ическими загадками. И подводные камни достаточно скоро дают о себе знать.

Прежде всего, разработчикам не удалось внятно увязать мозголомное многообразие с заявленным сюжетом. Почему жизнедеятельность Академии Волшебства зависит от системы рычагов, вентилей и шестеренок? Отчего, чтобы куда-нибудь проникнуть, нас заставляют возиться с неуместными мини-играми? И при чем тут, извините, магический подтекст, ежели именно к колдовству мы обращаемся лишь несколько раз, сооружая руны или экспериментируя над животными? Серьезные чудеса wizard-wanna-be и не снились. Что подводит к главному: подавляющее большинство задачек жутко неоригинальны. Вариации на известные темы либо прямые цитаты редко перемежаются собственными находками. Конечно, сказать что-то новое в жанре сегодня трудно, но коли уж взялись за гуж…

Я не волшебник, я только учусь

Побегав туда-сюда и слегка освоившись, Лидия внезапно натыкается на признаки жизни (не совсем разумной). Миниатюрный волк по кличке Зак без лишних слов набивается в компаньоны. Глупый зверь, представившийся «заколдованным драконом» и периодически пугающийся высоты, трижды помогает при решении насущных проблем, в процессе успевая поменять ряд обличий. И ради этого мы должны выслушивать его жалобы, стенания и примитивные хохмы на протяжении долгого пути? Сомневаюсь.

Откровенно говоря, и девушка, и новоиспеченный друг с горсткой второстепенных персонажей вызывают одинаковое чувство раздражения. «Плоские», скучные характеры, ноющие при каждом подходящем случае, готовы повторять одно и то же до посинения, с неизменной замашкой на юмор. Вдобавок неказистые фигурки неважно анимированы, а кошмарные голоса не лезут ни в какие ворота: грубая речь базарной тетки соседствует с туповатым подростковым тоном, дешевым журчанием привидения и гаденькими надрывами чуда-дерева.

С текстами тоже напряженка. Ограниченный лексикон, увязнувший между «Как быть?» и «Не знаю, давай двигать дальше», дебиловатые выкрики «Awesome!», дурацкий смех — литературным талантом сценаристы явно обделены. Да и связного рассказа не выходит: картина вырисовывается только под конец, предваряемая неожиданными видениями героини (хмурые черно-белые заставки) и обрывочными рассуждениями немногочисленных заинтересованных лиц.

Сбрасываем балласт

Путаясь в хитросплетениях различных участков здания и разноцветной грозди порталов, раскинутых по периметру верхних этажей, невольно проникаешься ненавистью к дизайнерам. Да, все очень красиво. Однако добрая половина сил и времени уходит на поиск маршрутов, блуждания по невидимым лабиринтам и топтание на месте. Казалось бы, что мешало прикрутить удобную карту?

Упор решили сделать на головоломках. Авторы по праву могут похвастаться упрощенной схемой преодоления интеллектуальных преград. Я уже упоминал легкую добычу в виде бросающихся в глаза предметов? Можете забыть про них сразу по приобретении: помимо изначальной прорисовки в инвентаре, они еще и используются автоматически. Кроме того, можно «предсказывать» будущие шаги, обратившись к отдельной кнопке богатого меню. Застряли и не знаете, куда побежать? Не ждите помощи от окружения! Смело жмите на знак вопроса, и вам мигом распишут и наглядно продемонстрируют необходимые действия. Вдобавок даже самая захудалая загвоздка снабжена мудреной системой подсказок наподобие UHS: четыре уровня наводящих советов, последний из которых любезно расправляется с неподдающимся пазлом.

* * *

А между тем эпическая сказочка подобралась к концу. Нас так и не выпустили за пределы комнат необъятной крепости, жадно впитавшей на удивление продолжительный процесс. Линейность, затяжные перебежки и заметное пренебрежение сюжетной составляющей подслащены сотнями прекрасных ландшафтов и огромным непаханым полем Myst-задачек на любой вкус и цвет. Если Keepsake вас заинтересовала, рекомендуем приобрести американский релиз: заботливый издатель не преминул указать Lighthouse на вопиющие промахи, в том числе на голоса ряда героев и отсутствие карты. Европейцам же достался патч до версии 1.5, но он не затрагивает озвучку.