Светлая тема

Рецензия на игру Метро: Луч надежды

«Метро 2033: Луч надежды», сиквел постапокалиптического шутера киевской студии 4AGames, с виду похож на первую часть, и на мгновение даже может показаться, что это точно такая же игра. Здесь тоже локации строго поделены на те, которые контролируют люди (неважно, враги или друзья), и те, что подвластны мутантам, а действие также разворачивается то в метрополитене, то на поверхности. Но кое-какие изменения в игровой механике все же произошли, и в итоге разница между оригиналом и продолжением оказалась довольно серьезной.

Жизнь в подземелье

Несмотря на запоминающиеся виды полуразрушенной Москвы и высокие оценки российских и зарубежных критиков, оригинальная игра была далека от идеала. Больше всего претензий предъявляли к балансу. По коридорам метрополитена приходилось передвигаться преимущественно на корточках, стараясь не наделать лишнего шума. Выжить в перестрелке с местными вояками и в схватках с мутантами казалось невыполнимой задачей. Патронов постоянно не хватало, а герой погибал от пары точных попаданий.

«Луч надежды» в этом смысле намного проще предыдущей части. В перестрелках появилось больше осмысленности, и шансы на выживание в них повысились — ввязаться в открытый бой даже с отрядом солдат теперь не выглядит самоубийством. Больших и просторных помещений (речь о подземной части игры) немного — действие происходит преимущественно в коридорах или тесноватых бункерах, где у врагов мало пространства для тактического маневра. Более того, на стороне игрока теперь темнота и элемент неожиданности. Часто есть возможность быстро и без лишнего шума всех перебить — например, перерезать глотки, подкравшись со спины, или перестрелять из автомата с глушителем и прицелом ночного видения.

Враги патрулируют местность, но за оставленные на свету мертвые тела можно не беспокоиться — даже если труп обнаружат, солдаты лишь натянут фонарь на голову и на какое-то время начнут внимательнее всматриваться в темноту. А вот если вас обнаружат, ждите бронированного подкрепления, хотя и эти парни, на самом-то деле, серьезной угрозы не представляют, и опытным игрокам справиться с ними вполне под силу. Вообще, любой, кто хорошо помнит и уж тем более кто одолел «Метро 2033», в «Луче надежды» почувствует себя как рыба в воде. Здешний мир не требует такой бдительности и осторожности, как в предыдущей игре. Там неверно принятое решение (убили часового — труп нашел его товарищ) неминуемо вело к чекпойнту, здесь же оно разве что лишает бонусов за скрытное прохождение уровня.

Легко не только в столичной подземке, кишащей коммунистами и фашистами, но и на поверхности, где царствуют мутанты. Вопрос, который без конца возникал в прошлой игре — хватит ли фильтров для противогаза? — здесь не поднимается вовсе. Перед выходом на московские улицы обязательно найдутся не только фильтры, но и сам противогаз. Мутанты на городских улицах уже не вызывают такой ужас, как раньше — патронов хватает даже на продолжительную битву, а бояться стаи «волков», имея в руках полностью заряженный дробовик, как-то не получается.

Все это, впрочем, не означает, что «Луч надежды» хуже предыдущей части. Наоборот: там, где оригинальная игра заставляла считать патроны и прятаться в тени, не давая, по сути, никакого другого выбора, сиквел предлагает несколько вариантов прохождения. Можно играть в прятки, можно вооружиться до зубов и прикинуться Робокопом, можно Сэмом Фишером и резать всех ножом, а можно комбинировать различные способы игры. Сиквел вообще намного разнообразнее — он не утомляет похожими друг на друга коридорами, а постоянно подсовывает что-то новое. То приходится пробираться сквозь паучье гнездо, то на самодельном плоту удирать от монстров, похожих на креветок, то бегать по болотам (это уже на поверхности), то, отстреливаясь, на лифте спускаться в шахту. Не обошлось и без поездки на бронированной рельсовой машине.

О дивный новый метрополитен

Частая смена действия объясняется и тем, что «Луч надежды» — не адаптация книги, история была написана специально для игры, поэтому она во многом служит игровым же потребностям. Сюжет, к слову, сочинил сам Глуховский, когда-то признававшийся в неумении писать сценарии к играм. Это, конечно, лукавство, ведь описанное в «Метро 2033» линейное приключение Артема прекрасно легло в основу шутера.

История, рассказанная в сиквеле, еще проще. Оказывается, Артем уничтожил не всех Черных — один из них выжил и бегает где-то в районе Ботанического сада. Герою приказывают завершить начатое, у него ничего не выходит, и он попадает в плен к фашистам и некоторое время спустя оказывается в центре партизанской войны за бункер Д6. Глуховский проделал большую работу по созданию целостного и атмосферного мира: пусть основная сюжетная линия лишена вменяемой драматургии, а отодвинутые на задний план истории (вроде конфликта среди коммунистических вождей или любовной истории) не особо интересны, подкупает антураж.

Диалогов здесь наберется на очередную серию Metal Gear Solid, причем самыми общительными оказываются случайно оказавшиеся на пути персонажи или даже враги. Из этих разговоров выясняются оставшиеся за кадром подробности существования московского метро: на крайних станциях не жизнь, а ад; сталкеры в помощь друг другу оставляют заначки; вышеупомянутых креветок-мутантов рыбаки считают за деликатес. Слушая очередную реплику, понимаешь, что к созданию диалогов руку приложил именно Глуховский — в его книге мир раскрывается похожим образом. Общее впечатление омрачает неудачная озвучка как русской, так и английской версий.

Однако на создание нужной атмосферы, помимо неплохо написанных диалогов, работает подробно смоделированная постапокалиптическая Москва, с полуразрушенными сталинскими высотками и Храмом Христа Спасителя на заднем плане. Разработчики довольно удачно обыгрывают и прочие достопримечательности столицы — чего только стоит кабаре Bolshoi на Театральной. Лубянка находится под властью фашистов (речь фюрера сопровождается вскидыванием правой руки, везде только и говорят, что о неполноценности остальных). Коммунисты с Театральной пьют за братство и хвастаются одинаковыми порциями еды. Хорошие парни обосновались в Полисе — это Александровский сад, Арбатская, Боровицкая и Библиотека им. Ленина.

***

Разработчики из 4A Games проделали хорошую работу над ошибками, исправили баланс и сделали шутер интересным. Но вместе с этим игра стала более легкой и совсем не страшной. В новом «Метро 2033» чувствуешь себя царем и богом и не боишься не то что собственной тени, а даже монстров размерами с вагон. Здесь всегда хватает патронов, фильтров, средств на модификацию оружия. Прелесть предыдущей игры заключалась в том, что по сравнению с толпами фашистов, коммунистов и мутантов возомнивший себя героем паренек был на самом деле беззащитным и жалким. В «Луче надежды» ты уже не жертва, а охотник. А это, конечно, даже лучше.

Рецензии пользователей
на Метро: Луч надежды1

#ПРОЙДЕНО
Дырка: Последний фонарь (Metro: Last Light). Если честно 2033 понравилось больше, ибо она душевней была. Эта часть какая-то казуально усложненная. Для сравнения: ии у врагов в 2033 был куда жестче, чем в Последнем фонаре, и перестрелки были казуальные. Ещё грустно из-за сложности, или бага, что мне не показывали выбора и кнопки, которые надо было нажимать в кинчиках или выборах судьбы. В итоге погиб ПАШОК (и меня хейтят в чатике. + ещё одна судьба которую я погубил. Привет Undertale). В принципе концовкой я не доволен. Я хотел спасти Пашка, но меня слила игра, из-за этого и вышел на плохую концовку. ⭐️6 из 10.
«Постоянно умираю, и мне это нравится»